Arms
 
развернуть
 
143962, г. Реутов, пр. Юбилейный, д. 56
Тел.: (495) 791-26-61
reutovsud@mail.ru
143962, г. Реутов, пр. Юбилейный, д. 56Тел.: (495) 791-26-61reutovsud@mail.ru
О СУДЕ
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: основные новеллы

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: основные новеллы

 

http://горсуд.онлайн/files/gerb.jpgКодекс административного судопроизводства РФ представляет собой самостоятельный судопроизводственный закон, регламентирующий порядок рассмотрения судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных функций.

КАС РФ вступает в силу за исключением отдельных положений 15 сентября 2015 года.

 

Предмет регулирования

КАС РФ предусматривает две большие группы дел, которые будут рассматриваться по правилам этого Кодекса.

1. ​Административные дела, выкающие из публичных правоотношений (ранее рассматривались в порядке, предусмотренном главами 23, 24, 25, 26 ГПК РФ, часть в исковом порядке), в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц и служащих, дела о защите избирательных прав, дела о присуждении права на судопроизводство в разумный срок и пр.

В Кодексе прямо закреплена возможность оспаривания нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, выполняющих отдельные государственные или иные публичные полномочия.

2. ​Административные дела обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к частным лицам и организациям, в том числе о приостановлении деятельности и ликвидации политической партии, прекращении деятельности средств массовой информации, дела об административном надзоре и реадмиссии, дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций, дела о недобровольной госпитализации в медицинское учреждение и пр.

Ранее такие дела рассматривались в порядке искового, особо и приказного производства, а также производства по делам, возникающих из публичных правоотношений (главы 26.1 и 26.2 ГПК РФ)

Стоит особо отметить, что в связи с введением КАС РФ утрачивают силу правила о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам в приказном порядке (абз. шестой ст. 122 ГПК РФ).

Отдельно оговаривается, что в предмет регулирования Кодекса не включены производство по делам об административных правонарушениях (рассматриваются в соответствии с КоАП РФ), а также производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (исковое производство).

Подробные положения о предмете регулирования КАС РФ приведены в таблице № 1.

 

Подведомственность и подсудность административных дел

К подведомственности судов общей юрисдикции отнесены все административные дела, исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции:

Конституционного Суда РФ;

конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

арбитражных судов.

Подсудность административных дел судам общей юрисдикции закреплена статьями 18, 19, 20 и 21 КАС РФ.

Подсудность административных дел районному суду определена по остаточному принципу – районному суду подсудны административные дела, за исключением административных дел, подсудных военным судам, областным и равным им судам, а также Верховному Суду РФ (статьи 18, 20 и 21 КАС РФ).

Мировые судьи не наделены компетенцией по рассмотрению административных дел в порядке КАС РФ.

Подсудность административных дел судам общей юрисдикции приведена в таблице № 2.

 

Терминология

КАС РФ обладает собственным понятийным аппаратом, не характерным для других процессуальных Кодексов.

Например, в качестве родового понятия, обозначающего принимаемые судом правоприменительные документы, используется термин «судебный акт» (ст. 16), формой обращения к судье, единолично рассматривающему дело, являются слова «Ваша честь» (ч. 3 ст. 144), вместо института обеспечительных мер вводится институт мер предварительной защиты по административному иску (гл. 7 КАС РФ), употребляется термин «соглашение о примирении по административным делам» (ст. 137).

 

Административное исковое заявление

Основным инструментом защиты, с предъявлением которого суд возбуждает производство по административному делу, является административное исковое заявление.

Основные требования к форме и содержанию административного искового заявления определены в статьях 125 и 126 КАС РФ.

Невыполнение этих требований влечет невозможность принятия иска к производству суда, административное исковое заявление подлежит оставлению без движения до устранения соответствующих недостатков (ст. 130).

КАС РФ также определяет, какие материальные требования (способы защиты права) может содержать административное исковое заявление (ч. 1 ст. 124 – перечень не является исчерпывающим).

Подробнее о требованиях к форме и содержанию административного искового заявления, прилагаемых к нему документах, а также о том, какие материальные требования может содержать административное исковое заявление, в таблице № 3.

 

Лица, участвующие в деле, представители

Лицами, участвующими в деле, являются:

1) стороны;

2) заинтересованные лица;

3) прокурор;

4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. По некоторым делам вводится обязательное представительство (например, об оспаривании нормативных правовых актов, если административный истец не имеет высшего юридического образования; по делам о недобровольной госпитализации).

К допуску лица в качестве представителя добавляется новое условие – представитель должен иметь высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55).

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

 

Обращение в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц

КАС РФ несколько изменены условия и правила обращения в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц.

Обращаться в рамках КАС РФ в суд для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц теперь можно будет и в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами (в ГПК РФ - только федеральным законом).

Определены новые последствия отказа от административного искового заявления: если органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, которые являются субъектами публичных правоотношений, то рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

В ситуации, когда органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если его не поддержит лицо, в пользу которого оно подано. Согласно ГПК РФ суд в таком случае обязан продолжить рассмотрение дела по существу, если от этого лица не поступил отказ от иска.

 

Процессуальное соучастие и коллективный иск

В КАС РФ сохранился институт процессуального соучастия (множественности на стороне истца или ответчика).

Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков) (ст. 41).

Новым является введение института коллективного иска (имеется в АПК РФ).

Правила о порядке обращения в суд с коллективным иском предусмотрены в ст. 42 Кодекса.

Обратиться в суд с коллективным иском вправе граждане, а также иные лица, указанные в федеральном законе. Для обращения необходимо соблюдение следующих условий:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность ее членов, что затрудняет рассмотрение спора в индивидуальном порядке, а также совместную подачу административного искового заявления по правилам процессуального соучастия.

Согласно КАС РФ, чтобы суд рассмотрел требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к этому требованию должно присоединиться не менее 20 лиц;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Вести в интересах группы лиц административное дело, возбужденное на основании коллективного административного искового заявления, может быть поручено (и на это должно быть указано в административном исковом заявлении) одному или нескольким лицам. Они вправе действовать без доверенности.

Если дело по такому заявлению уже находится в производстве, то лица, намеренные обратиться в суд с аналогичным требованием, смогут выбрать, присоединяться ли к заявленному группой лиц требованию (с одновременным прекращением производства по индивидуальному заявлению). В случае отказа от присоединения суд приостановит производство по индивидуальным заявлениям до момента, когда будет принято решение по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

Сравнительная характеристика процессуального соучастия и коллективного иска представлена в таблице № 4.

 

Активная роль суда

КАС РФ декларирует принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда на всех стадия судебного процесса (ст. 6, 14).

Действие указанного принципа выражается:

в принятии судом мер к выявлению и истребованию по собственной инициативе доказательств (ст. 14, ч. 1 ст. 63, ч. 12. ст. 226);

при проверке законности решения, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащими в административном исковом заявлении (ч. 8 ст. 226)

суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 308);

суд апелляционной инстанции праве истребовать новые доказательства по своей инициативе (ч. 1 ст. 306).

 

Распределение обязанностей (бремени) доказывания

По общему правилу лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 62).

При оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями бремя доказывания распределяется иным образом (ч. 2 ст. 62).

Органы, организации и должностные наделенные государственными или иными публичными полномочиями, должны будут доказывать законность принятых ими нормативных актов, решений, действий (бездействия).

Административные истцы и иные лица, обратившиеся за защитой чужих прав, свобод и интересов, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но должны:

- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

- подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо что возникла реальная угроза их нарушения;

- подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

 

Меры предварительной защиты по административному иску

Меры по обеспечению иска замены в КАС РФ мерами предварительной защиты (глава 7). Цели и задачи эти институтов схожи.

В КАС РФ определены случаи, в которых суд может применить меры предварительной защиты. Одним из них может быть случай, когда защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. В ГПК РФ меры по обеспечению иска разрешается предусмотреть, если их неприменение способно затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Меры предварительной защиты согласно КАС РФ могут вводиться по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд для защиты прав других лиц или неопределенного круга лиц. Устанавливать такие меры самостоятельно суд не сможет.

В КАС РФ перечень мер предварительной защиты не является исчерпывающим. В их числе:

- приостановление оспариваемого решения полностью или в части;

- запрет на совершение определенных действий.

Суд сможет принимать данные меры, если нет запрета на их применение по определенным категориям административных исковых заявлений.

По заявлению об оспаривании нормативного правового акта суд может использовать только одну меру предварительной защиты - запрет применения такого акта в отношении административного истца. По заявлению об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе приостановить действие данного решения в части, относящейся к административному истцу.

 

Примирение сторон

В КАС РФ вводится институт примирения (ст. 137). Ранее подобных положений применительно к публичным отношениям закон не предусматривал.

Примирение сторон возможно при соблюдении следующих условий:

примирение может касаться только прав и обязанностей сторон как субъектов спорных публичных правоотношений;

примирение возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон;

примирение не противоречит закону.

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Новым является и то, что по ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

 

Расширены меры процессуального принуждения

Отдельное место в структуре Кодекса определено мерам процессуального принуждения (глава 11).

КАС РФ наделяет суд широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства. Действия в отношении нарушителей порядка названы мерами процессуального принуждения. В ГПК РФ также содержатся подобные положения.

Предусмотрены две новые меры процессуального принуждения:

- ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова;

- обязательство о явке.

Ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова - например, когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования председательствующего.

Обязательство о явке - письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания. Такие обязательства суд сможет брать только у лиц, которые по закону должны участвовать в судебном разбирательстве (например, представитель органа государственной власти), а также у лиц, чье участие признано судом обязательным. К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебных штрафов.

В отношении иных мер процессуального принуждения (привод, предупреждение, удаление из зала, судебный штраф) уточнено их содержание.

Увеличены судебные штрафы за нарушение порядка в зале судебного заседания, невыполнение требований суда, создание препятствий к судебному разбирательству

В силу ч. 1 ст. 122 КАС РФ размер судебного штрафа, налагаемого на орган государственной власти, иной государственный орган, не может превышать ста тысяч рублей, на орган местного самоуправления, иные органы и организации, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями, - восьмидесяти тысяч рублей, на организацию - пятидесяти тысяч рублей, на должностное лицо - тридцати тысяч рублей, на государственного или муниципального служащего - десяти тысяч рублей, на гражданина - пяти тысяч рублей.

 

Упрощенное производство

КАС РФ вводит возможность рассмотрения дела без проведения судебного заседания, то есть в упрощенном порядке.

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Порядок введения в действие КАС РФ

Порядок введения в действие КАС РФ предусмотрен Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Согласно нормам вводного закона дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Таблица № 1. Предмет регулирования КАС РФ

Таблица № 2. Подсудность административных дел

Таблица № 3. Административное исковое заявление (форма и содержание)

Таблица № 4. Сравнение процессуального соучастия и коллективного иска

Таблица № 5. Пояснительная записка разработчиков КАС РФ

 

 

опубликовано 13.09.2015 11:30 (МСК)